КГКП «Ясли сад №5» акимата города Рудного

Проводина Н.Н., методист  ясли сада

 

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.…

Ранее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Главная цель ранней профориентации дошкольников – это воспитание положительного отношения к труду, возможность проявить свои силы в различных видах деятельности.

         Формирование у воспитанников дошкольного возраста положительного отношения к труду через решение следующих задач:

-развивать трудовую деятельность;

-воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

-формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Реализация этих задач – значимое и актуальное направление работы педагогов и воспитателей дошкольных организаций города, области и республики.

Итак, мы рассматриваем одно из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и  самостоятельного выбора своего профессионального пути.

Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве.

Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребёнка должна сформироваться определённая наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.

Ранняя профориентация призвана:

- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

- сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребёнка с учётом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно – пространственной развивающей среды. Кроме того, данное направление включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.

     Методической основой по формированию у детей представлений о труде взрослых и профессиях является Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения.

В типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения ознакомление с трудом взрослых и профессиями реализуется в образовательных областях ПОЗНАНИЕ и СОЦИУМ.

Наш творческий коллектив нашего ясли сада, на основе  имеющихся наработок,  попытался собрать материалы и разработал авторский проект  по раннему профориентированию «Рудный- город трудовой славы» с детьми  старшего дошкольного возраста. Цель проекта: формирование представлений о профессиональной деятельности взрослых живущих в родном городе, профессии мам, пап, бабушек и дедушек.

Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы   работы, разработанного плана, соответствующего методического и наглядного материала.

Занятия проводятся в различных формах: занятия соревнования, занятия путешествия, занятия экскурсии, викторины, квест игры, игры и проекты.

Проводятся сюжетно - ролевые игры «Карьер», «Водитель тепловоза», «Монтажник горного оборудования», «Водитель самосвала», «Горные спасатели», «Диспетчерская служба», «Токарная мастерская», «Техническая лаборатория».

Организация настольных авторских развивающих игр «Три ковша» «Сладкий город», «Путешествие по городу Рудный», бродилка «Я гуляю по городу», «Геологическая экспедиция», «Я - электромонтёр».

Проведение онлайн - экскурсий в подразделения АО «ССГПО» (ЦГЖДТ, ФРПО) и в профессиональные учебные заведения  города (РГТК, РПТК).

Чтение рассказов и сказок о профессиях нашего города, просмотр видео материалов относящихся к теме. Рассматривание сюжетных фотографий и документальных фильмов о нашем городе и людям живущих в нем.

Ознакомление с трудом взрослых может происходить в изобразительной деятельности: дети пробуют свои силы, рисуют профессии своих мама, пап, бабушек и дедушек. Это тоже способствует усвоению информации о труде взрослых.

Средством ознакомления  с содержанием труда выступают произведения художников. Рассматривание репродукций, дети видят не только процесс труда, но и те изменения, которые со временем произошли в нем. Очень важно отобрать для наблюдений содержания труда, которое наиболее ценно и доступно для понимания детьми.

Наиболее действенный способ ознакомления детей с профессиями это наблюдения и экскурсии. На экскурсиях и в процессе целенаправленных наблюдений  необходимо учить детей соблюдать ТБ. В процессе экскурсий дети имеют возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий.

С развитием IT – технологий становятся возможными виртуальные экскурсии.

Для того чтобы систематизировать детские представления о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда  человека можно использовать образовательно-игровые ситуации, например «Поиграем в диспетчера», «Работаем спасателями», «Научим Нолика считать лампочки».

         Все это невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды (подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек малышек, связанных с темой «Профессии моего родного  города», в книжном уголке:

-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;

-подбор иллюстраций и репродукций картин, раскрасок по профессиям;

-подбор и изготовление дидактических игр и лепбуков по профессиям;

-подбор демонстрационного материала, мультфильмов, видеороликов;

-оформление альбомов по профессиям и династиях воспитанников.

         Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых родного города – это необходимое направление деятельности дошкольной организации.